Группа " Дубок" МДОУ "Детский сад комбинированного вида "Дубравушка" города Балашова Саратовской области

Из опыта работы: "Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста"

 Дидактическая игра как средство сенсорного развития детейраннего возраста

 «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра  была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребёнка, служила  формированию его способностей»
                                                                                                     А.В.Запорожец

На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет огромную роль. Недаром ранний возраст называют  "золотой порой" сенсорного воспитания. Сенсорное развитие во все времена было и остаётся важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о важнейших свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Виды дидактической игры:

o   игры с предметами

o   настольно-печатные

o   словесные

 

Игры из нетрадиционного материала: "Сенсорная юбка", "На бабушкином дворе", "Узоры из ниток", "Черепаха", игра с крышечками "Собери бусы", "Собери цветок"(середина - из цветного картона, лепестки - из прищепок такого же цвета) .

ПОСОБИЕ "СЕНСОРНАЯ ЮБКА" 

Описание материала:

дидактическое пособие  используется в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Оно обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослого. 

Для повышения эффективности сенсорного развития детей было изготовлено дидактическое пособие "Сенсорная юбка". Согласно ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, трансформируемой, доступной и безопасной. Мы постаралась изготовить дидактическое пособие, опираясь на эти требования.
Цель: обогащение сенсорных представлений и развитие двигательных навыков посредством дидактических и физических упражнений.
Задачи:

• формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, деталей по их признакам: цвету, форме, размеру;
• развивать мелкую моторику, внимание,зрительное восприятие; слуховое внимание, ориентацию в пространстве, глазомер, меткость, координацию движений, быстроту реакции, умение употреблять в речи обобщающие слова, умение различать геометрические фигуры;

 • воспитывать коммуникативные навыки: тёплые и доверительные отношения со взрослым и сверстниками. 

IДидактические игры на развитие мелкой моторики рук

Дидактическое упражнение "Разноцветные прищепки"

Описание: понадобятся прищепки 4-ёх цветов: красные, жёлтые,зелёные и синие. Их цвет должен соответствовать цвету атласных лент. 
Задачи: развивать умение  устанавливать сходство предметов по цвету, правильно называть цвет; формировать умение сравнивать; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель приглашает детей поиграть с прищепками,сначала рассматривают их, называют цвет. 
На начальном этапе воспитатель формирует умение детей нажимать пальчиками на прищепку, чтобы она открывалась. 
Затем можно предложить прикрепить прищепки на разноцветные ленты, выбрав прищепки по цвету. 
Можно разнообразить задание: 
• прикрепить прищепки правой рукой, а снять левой (при этом следить, чтобы ребёнок снова делал нажим на прищепку и открывал её);
• чередовать прищепки по цвету;
• на короткую (на длинную) ленту прикрепить,например, прищепки красного цвета (поинтересоваться, какого цвета выбрана лента) и т.д. 
Вариантов игровых упражнений может быть множество.

Дидактическое упражнение "Сверни ленточку"

Описание: к юбке нашиты атласные ленты разной длины и ширины. На концах лент прикреплены футляры от фломастеров.
Задачи: формировать умение сравнивать ленточки по ширине, длине; 
активизировать словарь детей:"длинная", "короткая", "короче","длиннее", "широкая", "узкая", "шире","уже"; закреплять знание цвета;развивать мелкую моторику рук, аккуратность,быстроту, ловкость.
Алгоритм проведения: все вместе рассматривают ленточки. Сначала обращаютвнимание на цвет, воспитатель побуждает назвать цвет каждой ленточки; на ширинуленточек, предлагает сравнить путём наложения. 
Затем воспитатель предлагает детям попробоватьсворачивать ленты и показывает, как это надо сделать, даёт возможность каждомуребёнку попробовать выполнить задание. При этом следит, чтобы дети сворачивали аккуратно, держа катушки (футляры от фломастеров) двумя руками.
После этого приглашает детей поиграть с ленточками, создаёт игровую ситуацию"Кто быстрее свернёт ленточки". 
Обращает внимание, что быстрее всего дети сворачивают одни и те же ленточки, называют их цвет. Обсуждают, почему это происходит. Можно в сравнение натянуть 2-е ленточки, различные по длине, и сравнить, какая ленточка длиннее, какая короче. Выбрать самую короткую ленточку, самую длинную, назвать их цвет.

Дидактическое упражнение "Цветочная полянка" 

Описание: к юбке пришиты пуговицы разного размера, дополнительно сшиты цветы из прочной ткани разного цвета и разного размера с петлёй в середине.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов, по их признакам: цвету, размеру; развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук.
Алгоритм проведения: воспитатель показывает детям на цветные кармашки, из них дети достают цветы разной величины, определяют размер цветов, называют их цвет. Можно попросить ребёнка, чтобы он называл сразу 2 признака цветка,например, это большой зелёный цветок или это маленький жёлтый цветок
Затем воспитатель предлагает оформить полянку.Дети прикрепляют цветы путём пристёгивания. 
Можно предложить задание – прикрепить большие цветы к большим пуговицам, а маленькие - к маленьким.

IIДидактические игры на развитие зрительного восприятия

Дидактическое упражнение "Заплатки"

Описание: к юбке пришиты карманы, на каждом в середине пришит избелой ткани кусочек в виде геометрической фигуры. Фигуры для заплаток вырезаны из плотной ткани в тон цвету кармана.
Задачи: формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: цвету, форме,правильно называть цвет, форму; развивать зрительное восприятие; активизировать словарь детей "круглая", "треугольная","квадратная";
воспитывать желание оказывать помощь.
Алгоритм проведения: воспитатель создаёт игровую ситуацию "Карманы у юбки разорвались", показывает детям карманы с дырочками и призывает к помощи. Дети соглашаются помочь -сделать на карманы заплатки. Все вместе рассматривают дырки: называют цвет карманов, в какой форме образованы дырки (треугольник, квадрат, круг, крест,сердечко, хрусталик). Затем воспитатель раскладывает перед детьми фигуры и побуждает подобрать нужную заплатку. Задача детей – правильно подобрать фигуру в виде заплатки по цвету, наложить заплатку на дырку, назвать цвет, форму заплатки. Следить, чтобы дети правильно обозначали результат подбора:"синяя треугольная заплатка", "жёлтая круглая","красная квадратная".
Можно, как вариант игрового упражнения, создать ситуацию, года заплатки пришиты неправильно "Помоги исправить ошибки". В этом случае фигурки можно разложить на карманах без соответствия по цвету. Дети путём подбора изменяют неправильное решение и накладывают правильную заплатку. 

Дидактическое упражнение "Разложи предметы в кармашки"

Задачи: закреплять названия различных предметов, обобщающие слова, знание четырёх цветов; формировать умение сравнивать, устанавливать сходство предметов по их признакам: цвету, размеру; развивать зрительное восприятие, быстроту реакции, ловкость.

Алгоритм проведения: 

воспитатель приглашает детей рассмотреть предметы, назвать их цвет и размер. Можно предложить разложить предметы по группам в соответствии с цветом или в соответствии с размером. 
Затем побуждает детей разложить предметы в карманы либо по одному признаку - размеру, либо по двум признакам - размеру ицвету.
Задание "Разложи предметы по цвету и размеру" считается выполненным правильно, если предметы полностью спрятаны в карманах. Если предмет выглядывает, то задание выполнено неверно, и надо предложить детям найти новое решение. 

Дидактическое упражнение "Шнуровка"

Описание: на юбке пришиты петельки с отверстиями для шнуровки.

Задачи: формировать знания о цвете; развивать умение  детей продевать тесьму в отверстия по подражанию действиям взрослого; продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий; создавать положительно эмоциональное отношение к выполнению задания; формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия  пространства.

Алгоритм проведения: 

воспитатель приглашает детям вставить  в отверстие шнурок определённого цвета.

III Физические упражнения на развитие двигательной активности

Физическое упражнение "Кто больше"

Задачи: развивать координацию, укреплять мышечный корсет, формировать знания о форме, цвете.

Алгоритм проведения: воспитатель предлагает  попрыгать на заданном  цветном секторе  на одной, двух ногах.

Физическое упражнение "Попади в круг ( в корзину)" 

Описание: юбка разложена на полу, в центре юбки- вырез  в виде круга.

Задачи: развивать глазомер, меткость, координацию движений, умение различать геометрические фигуры.
Алгоритм проведения: 

У детей мячи. Все бросают в круг. Выигрывает тот, кто попал в цель.

     В работе с детьми раннего возраста используем различные виды игр.

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ:  "Найди свой домик"(классификация предметов по цвету), игры "Назови предмет и его цвет",  игры на развитие мелкой моторики, "Цветные кубики"(строят башню определённого цвета),"Пирамидка".

НАСТОЛЬНО - ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ:"Цветные вкладыши" (разные виды), "Шнуровка","Собери картинку", "Мозаика"(разные виды), "Спрячь мышку", "Мячики на дорожках", "Воздушные шары", разные виды "Лото".

Все эти игры способствуют развитию внимания,мышления,  памяти, речи, мелкой моторики,сенсорному развитию: закрепляется цвет, форма предметов.

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ: "На бабушкином дворе", "Кто что ест", "Кто каккричит", "Кто что делает", "Что бывает такого цвета", "Игры с пальчиками".

Они построены на словах и действиях играющих.

Такие игры служат средством  развития памяти, внимания, связной диалогической речи, умения и  желания выражать свои мысли. Воспитание правильного звукопроизношения,уточнение, закрепление и активизацию словаря.

 

22 января 2017 в 00:19

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.